Ученые выслеживают глубоководных существ с помощью свободно плавающей ДНК | Журнал "Вольт"
Ср. Дек 2nd, 2020

Метабаркодирование ДНК окружающей среды (eDNA) включает секвенирование образцов морской воды, содержащих фрагменты генетического кода, сброшенные организмами, чтобы получить представление о плотности населения и разнообразии видов в океане. (Pixabay /)

НАСА планирует новую поездку на Луну с экипажем, но на Земле есть почти столь же загадочное место, о котором ученые работают, чтобы узнать больше: глубокий океан. Темные, холодные и труднодоступные глубины – крупнейший биом Земли, в котором обитают странно выглядящие рыбы и другие организмы, многие виды которых никогда не были идентифицированы с научной точки зрения.

Новая статья канадских ученых, опубликованная на этой неделе в PLOS ONE исследует заманчивую возможность: оценивать глубоководных животных, глядя на остаточную ДНК, которую они оставляют в морской воде. Этот подход, известный как метабаркодирование ДНК окружающей среды (eDNA), включает секвенирование образцов морской воды, содержащих фрагменты генетического кода, сброшенные организмами, чтобы получить представление о плотности населения и разнообразии видов в океане.

«В геноме каждого организма есть части, которые кодируют гены, специфичные для видов», – говорит Мехрдад Хаджибабаи, профессор биологии Института интегративной биологии и биоразнообразия Онтарио в Канаде. По его словам, при таком подходе эти участки функционируют как штрих-код, однозначно идентифицируя каждый организм, ДНК которого обнаружена в морской воде.

В этом исследовании Хаджибабаи и его коллеги применили метабаркодирование eDNA к образцам морской воды, собранным на глубине около 4600 футов (1440 метров) и ниже. Выполняя свои полевые работы, они выяснили, какого размера должны быть образцы морской воды, чтобы получить полезные результаты – более 6 чашек (1,5 литра), как они обнаружили – и протестировали образцы с различными «праймерами» или ДНК, использованными в лабораторию, чтобы образцы можно было читать.

Используя метабаркодирование eDNA, команда смогла идентифицировать сопоставимое количество видов с помощью более традиционных методов глубоководного отбора проб. Но они думают, что метабаркодирование eDNA должно иметь гораздо больше возможностей в океанских глубинах, когда методы будут оптимизированы для этой экстремальной среды. В настоящее время они работают над установлением оптимального размера выборки и лабораторных методов ее считывания.

«Традиционные методы, которые включают траление и камеры с наживкой, могут дать только снимки сложного глубоководного мира», – говорит Элизабет Аллан, научный сотрудник Океанического института Вудс-Хоул, работающая над проектом «Сумеречная зона океана». И у них есть существенное ограничение: они могут улавливать только те организмы, которые присутствовали во время отбора пробы. Однако ДНК организмов сохраняется в холодных темных глубинах более суток, а это означает, что образец морской воды может многое сказать о том, кто недавно побывал в этой части океана.

Каждый живой организм выделяет ДНК, будь то клетки тела, такие как клетки кожи, или выделения, такие как моча и кал. С появлением новых технологий считывания генетической информации ученые начали изучать сброшенную ДНК, чтобы найти признаки того, какие животные живут в данной среде и сколько их. Во многих случаях, например, в океане, этот подход может быть менее дорогостоящим и сложным с точки зрения логистики, чем традиционные методы обследования населения, и более всеобъемлющим.

ДНК окружающей среды уже использовалась для изучения других уровней океана. «Это просто настоящий поворотный момент в науке об океане», – говорит Марк Стоукл, старший научный сотрудник Программы по проблемам окружающей человека среды Университета Рокфеллера, изучающий штрих-кодирование ДНК и ДНК окружающей среды.

По словам Аллана, эта статья «является идеальным начальным документом для заполнения некоторых пробелов в том, чего мы действительно не знаем» о том, как выполнять метабаркодирование eDNA в глубоких океанах. Его результаты показывают, что методы eDNA могут хорошо подходить для изучения глубин океана.

Но ни один метод не расскажет нам всего. В статье исследователи обсуждают возможность взятия образцов для использования eDNA с одновременным использованием таких методов, как гидроакустика, которые обнаруживают присутствие организмов глубоко под водой, чтобы сообщить им, где взять образец. Аллан говорит, что у eDNA есть еще больший потенциал, если она используется в тандеме с другими методами, подобными этому.

«Это было продемонстрировать возможности технологии и ее оптимизацию», – говорит Хаджибабаи. Его команда продолжит работу над изучением глубин океана с использованием этих подходов, и он говорит, что в будущих статьях будут рассмотрены виды обнаруженных видов. Там внизу есть другой мир, который ждет своего исследования, совсем как Луна.