Млечный Путь заставляет маленькие галактики расцветать, а затем погасает их | Журнал "Вольт"
Пн. Ноя 30th, 2020

Если вы маленькая галактика и хотите чеканить новые звезды, отправляйтесь в Млечный Путь – но не подходите слишком близко, если вы хотите долгую карьеру звезд. Новые наблюдения с помощью космического телескопа Gaia показывают, что наша галактика является одновременно другом и врагом меньших галактик, которые вращаются вокруг нее.

Около 60 известных галактик вращаются вокруг Млечного Пути. Около дюжины из этих галактик-спутников представляют собой тусклые карликовые сфероидалы, каждая из которых излучает от 0,0005 до 0,1 процента света от Млечного Пути (SN: 22.12.14). Их немногочисленные звезды расходятся друг от друга, придавая галактикам такой призрачный вид, что первая найденная звезда изначально предполагалась всего лишь отпечатком пальца на фотографической пластинке.

Но когда-то эти призрачные галактики сверкали молодыми звездами. Новое исследование показало, что большинство этих галактик загорелись, когда они впервые пересекли гравитационную область нашей галактики, когда возникли свежие звезды. Но в большинстве случаев маленькие галактики вскоре перестали образовывать звезды, потому что Млечный Путь лишил карликовые галактики газа, сырья для звездообразования.

Астроном Масаси Чиба из Университета Тохоку в Сендае, Япония, и его тогдашний аспирант Такахиро Миёси изучили семь карликовых сфероидальных галактик, вращающихся вокруг Млечного Пути. Исследователи использовали космический корабль Gaia Европейского космического агентства, который измерял движение галактик, чтобы вычислить их орбиты вокруг центра Млечного Пути. Орбиты эллиптические, поэтому галактики приближаются, а затем удаляются от центра нашей галактики. Затем астрономы сравнили эти пути с временами, когда галактики образовывали свои звезды.

«Мы обнаружили, что есть очень хорошее совпадение между временем первого падения спутника. [toward the Milky Way] и пик в истории звездообразования », – говорит Чиба. В работе, опубликованной на сайте arXiv.org 23 октября, астрономы связывают вспышку звездообразования в малых галактиках с Млечным путем. Встреча с гигантской галактикой сжимает газ карликовых галактик, заставляя этот газ коллапсировать и порождать множество новых звезд.

Например, карликовая галактика Дракона впервые пересекла область Млечного Пути 11 миллиардов лет назад и тогда образовала множество звезд – но никогда больше. Совсем недавно карликовая галактика Льва I вошла в царство нашей галактики всего 2 миллиарда лет назад, время, которое совпало с последней вспышкой рождения звезды. Но сегодня Лео I не создает новых звезд и, как Драко, не имеет для этого газа.

Исследователи обнаружили, что карликовые галактики, сохраняющие дистанцию, дольше сохраняют свой газ. Галактики, которые подошли ближе всего к центру Млечного Пути, такие как Драко и Лев I, прекратили все звездообразование вскоре после пересечения границы Млечного Пути. Однако галактики, которые вошли в область нашей галактики, но остались дальше, такие как Форнакс и Карина, жили лучше.

«Эти две галактики сохранили свой межзвездный газ внутри себя, так что звездообразование продолжалось», – говорит Чиба. Обе галактики сумели образовать новые звезды в течение многих миллиардов лет после того, как попали в область Млечного Пути. Однако сегодня ни в одной из галактик не осталось газа.

«Я думаю, что все это имеет смысл», – говорит Василий Белокуров, астроном из Кембриджского университета, который отмечает, насколько важен космический корабль Gaia для открытия. «Это прекрасная демонстрация того, что мы никогда не могли делать до Гайи, и внезапно мы можем делать эти волшебные вещи».