Случайные зависимости начинаются с детства | Журнал "Вольт"
Сб. Окт 24th, 2020



Дети не выбирают то, что им нравится, им нравится то, что они выбирают.

Идя в магазин, мы покупаем то, что нам нравится: нам нравится эта зубная паста, а не та – и мы принимаем ее постоянно, нам нравится эта колбаса, а не та – и мы тоже все время берем, нам нравятся эти носки , не те – и так далее. Ну почему нам нравится одно, а не другое? Наверное потому, что долго думали, прислушивались к своим ощущениям, сравнивали вкус, цвет, состав и т. Д.

Однако психологи давно убеждены, что наши предпочтения формируются во многом случайно, и наша вера в то, что нам что-то нравится или нравится, формируется позже, после того, как выбор сделан. То есть мы однажды случайно сняли с полки конкретную зубную пасту и только потом решили, что она нам нравится. Конечно, если мы говорим о очень разных предметах, то в этом случае предпочтения основаны на разнице в качестве, вкусе, цвете и т. Д. Но если предметы не очень отличаются друг от друга, то наше «нравится – не нравится». “определяется случайно.

Исследователи из Университета Джона Хопкинса решили выяснить, в каком возрасте наши зависимости начинают зависеть от случая. Эксперимент проводился с детьми 10–20 месяцев. Дети выбрали один из двух цветных мягких кубиков одинакового размера. Кубики были далеко друг от друга, поэтому дети могли взять только один. После того, как ребенок выбрал куб, они забрали его у него. Затем перед ребенком снова появились два кубика: один – тот, который он НЕ выбрал раньше, а второй – совершенно новый кубик, которого ребенок еще не видел. На этот раз, как указано в статье в Психологическая наука, дети выбрали совершенно новый куб. Куб, которым они пренебрегли в первый раз, не вызвал у них никакого интереса – как будто он им не понравился задним числом.

Эксперимент повторяли много раз, чтобы убедиться, что в первый раз дети выбирают кубик наугад. Но все еще оставалась вероятность, что им просто понравился определенный цвет или что во второй раз они выбрали новый куб, потому что он был новым. Затем исследователи поставили еще одну серию экспериментов. Сейчас дети ничего не выбирали в первый раз, то есть видели два кубика, но один из них взрослые сразу принесли им. Затем детям снова показали два кубика: один – новый, которого они еще не видели, а второй – тот, который они видели, но который им не дали. В этом случае дети одинаково выбирали то или иное. То есть теперь у них не было предубеждения против куба, который они видели – впервые у них не было выбора, они не отвергли его, и теперь они относились к нему беспристрастно.

Авторы работы делают вывод, что этот механизм, когда случайный выбор определяет дальнейшие зависимости, начинает работать в очень раннем возрасте, почти с рождения. И здесь, конечно, было бы интересно узнать, в каких еще случаях это работает. Пока что речь шла о кубах и потребительских товарах. Но мы можем предположить, что зависимость определяет случай, а не материальные вещи – то, какую музыку мы любим, какие фильмы мы смотрим, какие книги мы читаем и с какими людьми живем.





Source link

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *