эволюция языка имеет особенности эволюции биологических систем - Новости науки | Журнал "Вольт"
Сб. Окт 31st, 2020

Доктор, профессор СПбГУ, академик РАН Юрий Наточин и директор Института когнитивных исследований Санкт-Петербурга как естественного, так и искусственного.

Информация в природе

По словам Юрия Наточина, его давно интересовала идея найти общие принципы организации разных сфер живого и неживого. Видимо, об этом думали философы прошлого – средневековый персидский мыслитель, ученый и врач Ибн Сина писал: «Все, что природа сумела накопить незримо, входит в природу тела». Чтобы проиллюстрировать свое представление о сходстве эволюции живого и неживого, исследователи выбрали необычные примеры – почки позвоночных и язык как систему знаков.

«Чтобы вы могли жить счастливо и не беспокоиться о собственном теле, в организме должна быть система, которая дала бы вам внутреннюю физиологическую свободу», – сказал академик Российской академии наук. – Эта система называется гомеостазом. Он обеспечивает постоянство физических и химических параметров среды, окружающей каждую клетку вашего тела. Главный орган этой системы – почки – именно через них проходит огромное количество крови (более тонны в день), чтобы обеспечить идеальный состав окружающей среды, в которой нуждается ваше тело, и в первую очередь мозг. “

Как отмечают авторы научной статьи, принципы, лежащие в основе функционирования почек, можно сравнить с принципами, лежащими в основе эволюции языка. Такую связь можно проследить, например, если рассмотреть уровни организации этих двух систем. Исходным уровнем в случае почки будет клетка, а в случае языка – фонема, минимальная значимая единица языка. Второй уровень соответствует функциональным единицам: в языке это морфемы, в почке – нефроны. Третий уровень – органы: почка построена из нефронов, слово построено из морфем. А на четвертом уровне почка включается в функциональную систему организма, где обеспечивает гомеостаз, в свою очередь, слово становится частью предложения или фразы, выражающей мысль.

Исследование также показывает, что обе системы подчиняются общим принципам эволюции. Одна из них – полифункциональность: почки позвоночных, помимо выделительной функции, отвечают еще и за выработку гормонов. При этом в языке одно и то же слово может иметь сразу несколько значений. Другой пример – регресс функции: в ходе эволюции морские костистые рыбы утратили способность вырабатывать гипоосмотическую мочу (не содержащую растворенных веществ), чтобы адаптироваться к переходу от пресной воды к морской. В то же время в языке функции регрессии можно увидеть на примере слов, которые полностью вышли из употребления. Есть и другие общие принципы – усиление, изменение и замена функций. Интересно, что такие законы работают не только с естественными, но и с искусственными языками (программированием).

«В 1956 году Л.А. Орбели сформулировал два основных эволюционных принципа: эволюцию функций и функциональную эволюцию, которую он определил как проникновение в суть того,« почему эволюционный процесс идет именно так, а не иначе ». Эти основные факторы включают физико-химические факторы эволюции функций, формирования взаимосвязи функциональных систем, формирования целостности организма и развития механизмов адаптации. Было интересно посмотреть, можно ли применить выделенные принципы для анализа эволюции не только биологических, но и других информационных систем, в частности языка. Выделяемые нами принципы организованы иерархически и могут быть описаны как четыре уровня эволюции как физиологических, так и лингвистических систем. Особый интерес представляет вопрос об эволюции «правил», управляющих функционированием единиц на каждом уровне, и взаимоотношениями между самими уровнями. Выделение общих черт эволюции таких разных систем не может не вызывать удивления … Конечно, дальнейшую эволюцию языка предсказать сложно, но важно понимать, что язык жив и постоянно меняется. Похоже, он переходит к более экономичным алгоритмам », – сказала Татьяна Черниговская.

Статья опубликована в журнале. Биологические коммуникации