Астрономы показали, как черная дыра превращает звезду в «спагетти» | Журнал "Вольт"
Пт. Окт 30th, 2020

Астрономы стали свидетелями редкого космического события – звезды, растянутой в виде спагетти черной дырой. Событие произошло на расстоянии более 200 миллионов световых лет от Земли. В течение шести месяцев умирающую звезду поглотили огромные гравитационные силы.

Фото: eso.org

Черные дыры – это космические объекты, которые съедают все, что слишком близко к их гравитационному притяжению. Этот процесс растянут, потому что сила тяжести пропорциональна расстоянию. Таким образом, часть объекта, обращенная к черной дыре, подвергается гораздо большей гравитации, чем сторона, обращенная от нее.

Объект, находящийся слишком близко к черной дыре, подвергается «спагеттификации» (или эффекту лапши), то есть начинает постепенно вытягиваться вперед, как спагетти – отсюда и прозвище. Хотя с научной точки зрения это явление известно как событие приливного разрушения (TDE).

Звезды или другие объекты могут постигнуть такую ​​судьбу, и эти события периодически регистрируются астрономами как яркие вспышки света, которые затем исчезают в течение нескольких месяцев.

Проблема в том, что энергия, выделяемая при попадании материала в черную дыру, создает завесу из пыли и мусора, закрывая обзор. Исследователям может быть сложно понять, что происходит в настоящее время. Но на недавнем мероприятии под названием AT2019qiz астрономы смогли различить процесс с самых ранних стадий, до того, как завеса приподнялась.

Очень большой телескоп (VLT) и телескоп с новыми технологиями (NTT) настроились на звезду и наблюдали ее в течение шести месяцев в ультрафиолетовом и оптическом свете, рентгеновских лучах и радиоволнах. Наблюдения впервые показали, что вспышка света напрямую связана с материей, исходящей от звезды. Также оказалось, что масса звезды была примерно такой же, как у Солнца, а масса черной дыры превышает массу миллиона Солнц.

Исследователи надеются, что это наблюдение поможет им интерпретировать то, что происходит за этими приливными нарушениями, в будущих наблюдениях.

Исследование было опубликовано в Ежемесячном бюллетене Королевского астрономического общества. Анимацию процесса спагеттификации можно увидеть на видео ниже.

Источник