Черная дыра застала превращающую звезду в "спагетти" | Журнал "Вольт"
Пт. Окт 30th, 2020

Астрономы получили первые фотографии того, как гравитация черной дыры вытянула звезду в узкую линию после того, как она приблизилась к ней на опасное расстояние. Статья с описанием этого была опубликована в научном журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society, сообщает ТАСС.

Изображение: Майк Салуэй / dunlap.utoronto.ca
Изображение используется в качестве иллюстрации. Фото: Майк Салуэй / dunlap.utoronto.ca

«Раньше мы думали, что черные дыры« проглатывают »звезды только в научной фантастике. Однако на самом деле именно это и происходит. Впервые нам удалось проследить, как сверхмассивная черная дыра разорвала на тонкие полосы примерно половину звезды, которая по размеру и массе похожа на Солнце », – сказал один из авторов статьи, доцент Бирмингемский университет (Великобритания) Мэтт Николл.

Ученые считают, что предположительно все галактики во Вселенной сосредоточены вокруг одной или даже нескольких сверхмассивных черных дыр. Например, в Млечном Пути есть черная дыра Sgr A * (Стрелец A со звездочкой), которая находится на расстоянии 26 тысяч световых лет от Земли. Астрономы предполагают, что она примерно в 4 миллиона раз тяжелее Солнца.

Наблюдения за Sgr A * и другими подобными объектами показывают, что окружающие звезды время от времени приближаются к таким объектам. Ученые предполагают, что некоторые из них постепенно приближаются к черным дырам, и затем притяжение последних разрывает звезды. Результат – мощный всплеск света и других электромагнитных волн.

Астрономы наблюдают такие явления много лет. Они используются для проверки теории относительности, чтобы лучше понять свойства черных дыр и понять, как устроено их окружение.

Николл и его коллеги первыми изучили первую стадию этого процесса, которую астрономы называют «спагеттификацией». Во время этого процесса звезда притягивается гравитацией черной дыры на множество узких лент очень горячей плазмы.

Яркий обед из черной дыры

Намеки на то, что этот процесс существует не только теоретически, ученые впервые обнаружили всего два года назад. Они наблюдали черную дыру в сливающихся галактиках Arp 299, которые находятся в 140 миллионах световых лет от Земли. Полным наблюдениям за этим событием помешало облако пыли, которое закрыло сверхмассивную черную дыру почти сразу после начала спагеттификации.

В ходе новой работы Николл и его коллеги узнали, почему появилось такое облако. Они отслеживали все спагеттификации в ядре спиральной галактики AT2019qiz, расположенной в созвездии Эридана, в 215 миллионах световых лет от Земли. Астрономы начали отслеживать эту галактику еще до того, как черная дыра полностью уничтожила приближающуюся звезду размером с Солнце.

Оказалось, что мощные выбросы газа и пыли связаны с самой спагеттификацией. Они начинают скрывать окрестности черной дыры от наблюдателей еще до того, как она начинает поглощать материю разрушенной звезды и выбрасывать ее часть в виде струй – тонких пучков горячей плазмы, которые разгоняются до скоростей, близких к скорости свет.

Кроме того, ученые обнаружили намеки на то, что черная дыра не уничтожила звезду полностью, а только оторвала от нее внешние оболочки, которые составляли от 50% до 75% ее массы. Дальнейшая судьба ядра и других останков бывшей звезды пока неизвестна.

Ученые надеются, что дальнейшие наблюдения ядра AT2019qiz и других подобных последствий конвергенции черных дыр и звезд с помощью более мощных инструментов помогут им найти ответ на этот вопрос и понять, как происходит спагеттификация звезд и что с ними происходит. после того.

от ТАСС